Экзопланеты

Экзопланеты в других звёздных системахЭкзопланеты - что это такое. Мы хорошо знаем, что есть планеты в нашей Солнечной системе. Учёные долго ищут признаки жизни на Марсе, исследуют Луну и спутники Юпитера и Сатурна, но признаков жизни на этих, близких к нам соседях пока не найдено.

Но с момента, когда было точно установленно, что наше Солнце не единственная звезда, а лишь одна из миллиардов подобных звёзд, которыми населена Вселенная, астрономы бросили все силы на поиски планет в других звёсдных системах. Так началась охота на экзопланеты, которая увенчалась успехом в 1990 году обнаружением двух планет, обращающихся вокруг пульсара PSR 1257+12, найденные планеты имеют массы 3,4 и 2,8 земных. Автором этого открытия стал польский астроном Александр Вольщан, изучавший пульсар с помощью 305 метрового радиотелескоп в Аресибо. К настоящему моменту достоверное подтверждение статуса экзопланеты получили 851 объект в в 670 системах. По расчётам учёных только в нашей галактике Млечный путь находится более 100 млрд. экзопланет.

Методы обнаружения экзопланет:

• Наблюдение пульсаров с помощью радиотелескопов - Земные радиотелескопы улавливают колеблющееся излучение, вызываемое вращением планеты вокруг звезды.
  • Эфект Доплера - суть метода состоит в том, что планета, вращаясь вокруг звезды, чуть раскачивает её, а учёные улавливают доплеровское смещение в спектре звезды.
  • Гравитационное микролинзирование - если на пути наблюдаемого объекта находится звезда, фокусирующая своим полем гравитации свет наблюдаемого объекта, эта звезда играет роль линзы и если у этой звезды есть планеты, то будет появляться асимметричная кривая блеска.
  • Астрометрический метод - вследствие гравитационного влияния планеты на звезду, меняется движение самой звезды.
  • Транзитный метод - планета, проходя на фоне звезды, чуть затмевает её, уменьшая светимость. Кроме обнаружения самой планеты возможно определить размеры, наличие атмосферы и её состав.
Экзопланеты - сравнительные размеры:
Экзопланеты делятся на несколько классов, эти классы строятся относительно типов планет нашей Солнечной системы.

Сравнительные размеры экзопланет

• "Юпитеры" - это экзопланеты газовые-гиганты от 0,2 до 13 масс нашего Юпитера.
  • "Нептуны" - похожи на наши Нептун и Уран, состоят из твёрдых скальных пород, сероводородных и аммиачных льдов, массой от 7 до 60 Земных.
  • "Земли" - похожи на планеты нашей земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, и имеют массу менее семи Земных.

Снимок экзопланеты у звезды бета ЖивописцаТеперь, учёные ищут  именно "землеподобные" экзопланеты, да ещё и орбиты которых, лежат, в так называемой "зоне обитания", т.е.  все силы брошены на поиск планет с условиями для зарождения, в нашем понимании, жизни! Больших успехов на этом пути добилась миссия Кеплер.

В 2010 году астрономы получили снимок спектра экзопланетыВ 2010 году астрономам удалось получить данные о спектре экзопланеты. Имея эти данные астрономы могут узнать о химическом составе атмосферы экзопланеты. Это ещё один большой шаг в изучении экзопланет.

Обнаружение и дальнейшее изучение экзопланет сейчас на подъёме, астрономы накопили большой опыт и огромное количество данных и в будущем нас ждут очень увлекательные открытия.

Экзопланета в представлении художника